Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от  "29" июля 2019 года № 122/1

с. Долгодеревенское

                                              

Об утверждении Порядка проведения

антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов,

проектов нормативных правовых актов

органов местного самоуправления

Долгодеревенского сельского поселения

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17 июля 2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принимая во внимание Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. №96, руководствуясь Уставом Долгодеревенского сельского поселения, администрация Долгодеревенского сельского поселения

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения.

2. Возложить функции по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения на комиссию, осуществляющую правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) на официальном сайте Долгодеревенского сельского поселения в сети «Интернет».

4. Контроль и организацию выполнения настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

 

Глава Долгодеревенского

сельского поселения                                                                                     А.С. Желтов

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением администрации

Долгодеревенского сельского поселения

от  "29" июля 2019г. № 122/1

 

 

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения

 

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения  (далее – Порядок) устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

3. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении всех действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также проектов нормативных правовых актов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов не проводится в отношении отмененных или утративших силу муниципальных нормативных правовых актов.

5. В отношении муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

6. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;

2) оценка муниципальных нормативных правовых актов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов);

4) сотрудничество с органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления Сосновского муниципального района, органами местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения, а также их должностными лицами, гражданами при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).

 

II. Коррупциогенные факторы и порядок их выявления

7. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы.

8. Коррупциогенными факторами являются:     

1) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

2) определение компетенции по формуле «вправе» – диапозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

7) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага);

9) нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

9. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

3) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

     III. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

10. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее – проектов нормативных правовых актов) проводится комиссией  осуществляющей правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов.

11. В случае если проект нормативного правового акта не отвечает признакам нормативности, антикоррупционная экспертиза не проводится, заключение не составляется.

12. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта готовится заключение антикоррупционной экспертизы, оформляемое по форме, согласно приложениям №№1, 2 к настоящему Порядку.

13. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта комиссия вправе запрашивать необходимые материалы и информацию у органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, граждан, привлекать независимых экспертов, специалистов отраслевых (функциональных) органов, не являющихся разработчиками нормативного правового акта администрации, находящегося на экспертизе.

14. В заключении антикоррупционной экспертизы указываются:

1) дата заключения;

2) наименование проекта нормативного правового акта;

3) выявленные коррупциогенные факторы с указанием соответствующих пунктов, подпунктов проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;

4) рекомендации по устранению коррупциогенных факторов путем устранения или коррекции содержащих их норм проекта нормативного правового акта;

5) предложения о дополнении проекта нормативного правового акта превентивными антикоррупционными нормами.

15. Проект нормативного правового акта, в тексте которого выявлены коррупциогенные факторы, с заключением возвращается разработчику проекта нормативного правового акта. Предоставление для дальнейшего согласования проектов нормативных правовых актов органа местного самоуправления с заключением о наличии в его тексте коррупциогенных факторов не допускается.

16. После доработки проект нормативного правового акта представляется на комиссию.

17. В случае несогласия разработчика проекта нормативного правового акта с заключением в течение пяти рабочих дней со дня получения разработчиком заключения проводится обсуждение с заинтересованными сторонами с целью выработки взаимоприемлемого решения.

18. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96.

19. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование, размещают эти проекты на сайте Долгодеревенского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» во вкладке «Законодательство», в разделе «Нормативно-правовые акты», созданной для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и самих нормативных правовых актов, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем на 7 дней. При этом повторное размещение проектов нормативных правовых актов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам консультаций или обсуждения.

20. В случае, если в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз комиссией, он не размещен в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в служебной записке к проекту нормативного правового акта отсутствует указание на его размещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такой проект нормативного правового акта возвращается разработчику без рассмотрения.

21. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, и размещаются на сайте Долгодеревенского сельского поселения.

22. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

         IV. Антикоррупционная экспертиза действующего нормативного правового акта

23. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее – действующих нормативных правовых актов) проводится по поручению Главы Долгодеревенского сельского поселения либо иного должностного лица органов местного самоуправления.

24. По результатам антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта составляется заключение антикоррупционной экспертизы.

25. Заключение антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 14 настоящего Порядка.

26. Независимая антикоррупционная экспертиза действующего нормативного правового акта проводится в порядке, установленном действующим законодательством. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов размещается на сайте Долгодеревенского сельского поселения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, не соответствующее требованиям, либо проведенное лицами, не уполномоченными, не аккредитованными в установленном законом порядке, не рассматривается.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

к Порядку проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов

органов местного самоуправления

Долгодеревенского сельского поселения

 

Заключение о проведенной антикоррупционной экспертизе муниципального

нормативного правового акта (проекта) (О наличии коррупциогенных факторов)

 

с. Долгодеревенское                                                                                       «___» ________ 20__г.

I. Вводная часть

Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта (проекта) _____________________________________________________________________________,

(наименование, заголовок) поступившего (представленного) из (управления, (отдела), по поручению и т.п.) _____________________________________________________________________________.

(указать) Инициатор (исполнитель) нормативного правового акта (проекта) (Ф.И.О., должность, телефон): ______________________________________________________________________________.

(указать) Экспертиза проведена (кем:) В процессе антикоррупционной экспертизы, кроме положений Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановления Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и действующих муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения, использованы: _____________________________________________________________________________. (указываются федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты Челябинской области, Устав Мирненского сельского поселения и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Мирненского сельского поселения, которые применялись при проведении экспертизы, а также предложения специалиста, методические рекомендации научных, иных учреждений, размещенных в сети «Интернет», специальных общедоступных источниках и др.).

 

II. Описательная часть

Дается описание выявленных коррупционных факторов, согласно методике, определенной Правительством РФ, поддающихся выявлению силами лиц, проводивших данную экспертизу, их возможное влияние на коррупционное поведение.

 

III. Рекомендации

Указываются предложения, рекомендации о возможности устранения коррупционных факторов: _____________________________________________________________________________. комиссией, проводившей экспертизу, могут высказываться другие суждения, предложения, рекомендации, исходя из специфики содержания и предмета регулирования нормативного правового акта (проекта) _____________________________________________________________________________.

По результатам проведения экспертизы рекомендовано: _____________________________________________________________________________.                   

                        (предложения о возможности принятия, опубликования проекта и т.п.)

 

IV. Выводы

Представленный нормативный правовой акт __________________________________ содержит коррупционные факторы, указанные в описательной части данного заключения:

_____________________________________________________________________________.

(при необходимости повторяются их наименования и суждения)

Подпись председателя комиссии: ________________________________   (Ф.И.О., должность)

Приложение №2

к Порядку проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов

органов местного самоуправления

Долгодеревенского сельского поселения

 

Заключение о проведенной антикоррупционной экспертизе муниципального

нормативного правового акта (проекта) (Об отсутствии коррупциогенных факторов)

 

с. Долгодеревенское                                                                            «___» ________ 20__г.

I. Вводная часть

Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта (проекта)_____________________________________________________________________, (наименование, заголовок) поступившего (представленного) из (управления, (отдела), по поручению и т.п.)

_____________________________________________________________________________. Инициатор (исполнитель) нормативного правового акта (проекта) (Ф.И.О., должность, телефон): _____________________________________________________________________________. Экспертиза проведена (кем:). В процессе антикоррупционной экспертизы, кроме положений Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановления Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и действующих муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Долгодеревенского сельского поселения, использованы:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. (указываются Федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты Челябинской области, Устав Мирненского сельского поселения и иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Мирненского сельского поселения, которые применялись при проведении экспертизы, а также предложения специалиста, методические рекомендации научных, иных учреждений, размещенных в сети «Интернет», специальных общедоступных источниках и др.)

 

II. Выводы

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям в нормативном правовом акте (в проекте) не выявлены.

 

Подпись ответственного лица __________________________________________________

(Ф.И.О., должность)